Тел.:(8672)53-70-60
(8672)29-00-51
dvorec4.74@yandex.ru
Instagram:

22.06.2020. Цагараева Джина Рудольфовна. Все года обучения. Тема: Сказания о нартах.
 
РОЖДЕНИЕ УРЫЗМАГА И ХАМЫЦА
 
Дзерасса жила под водой, в доме родителей своих Донбеттыров. Когда мать ее узнала, что Дзерасса ждет ребенка, сказала она Дзерассе: – Иди, дочка, в Страну нартов. Кто не родится на их земле, того они своим никогда не признают. И бедная женщина так поступила, как мать ей сказала. Поникнув головой, отправилась она в дальний путь. Тяжкие заботы одолевали ее. «Если даже и дойду я до нартского селения, то кто приютит меня там?» – так думала она. Вот и селение нартов. Идет Дзерасса по улице мимо ныхаса – того места, где собираются почтенные нарты. Как положено невестке, проходит мимо стариков Дзерасса: низко опустив голову, не поворачиваясь спиной к старикам. И удивились почтенные нарты: «Кто она такая? Почтительна к нам, словно невестка наша. Но все невестки наши здесь, в селении. Нет ни одной, которая гостила бы у родителей или из-за обиды совсем ушла бы к ним». И старшие нарты сказали младшим: – Подойдите к женщинам нашим и скажите им, пусть узнают: кто она такая, эта гостья? Пошли младшие нарты и сказали нартским женщинам: – Слушайте, невестки наши, благонравные, молчащие при старших, расспросите эту женщину: оттого ли молчит она, что она – наша невестка? И вы, наши почтенные матери, если она такая же почтенная мать, как и вы, то узнайте и скажите нам: кто она? Окружили молодые женщины Дзерассу и стали спрашивать: – Скажи нам, кто ты такая? Ничего не ответила им Дзерасса и подумала про себя: «Я сказала бы им, кто я такая, но тогда старшие не услышат моего ответа от меня самой». И старшие женщины, видя, что она ничего не ответила младшим женщинам, подошли к ней, спросили: – Скажи нам: кем ты доводишься нартам? И ответила им Дзерасса: – Не спрашивайте меня все сразу. Если хотите узнать, кто я такая, пусть спросит меня одна из вас, и я отвечу ей. И тогда отвела ее в сторону одна из почтенных женщин и сказала ей: – Солнце мое, скажи мне: кем ты доводишься нартам? Доверяют мне в нартском селении, и ты тоже можешь довериться мне. Взглянула Дзерасса на женщину и сказала: – Неловко рассказывать мне, чья я и откуда. Стыдно мне нартской земли и перед вами стыдно, невестки нартов, – ведь старшими снохами приходитесь вы мне. Об одном прошу: отведите меня ко входу в родовую башню моего мужа2. – Но ведь ты видишь здесь множество башен. Кто же был тот, чье имя привело тебя сюда? – Стыдно мне перед вами, – сказала Дзерасса. – Но нет у меня сейчас другого выхода, и приходится самой сказать о себе. Мужем моим был Ахсартаг, и прошу вас – только до нижнего яруса их башни, туда, где зимует скот, проводите меня. И женщины передали почтенным нартам слова Дзерассы. – Пришла эта женщина от тех наших родичей, возвращения которых мы ждем. Но с нею их нет. Обрадовались почтенные нарты и сказали: – Пусть так и будет. Если сами они не вернулись, то узнали мы об их участи. Не в старую башню Уархага и не только до нижнего яруса, а на самый верх башни Ахсартага, в почетные комнаты, проводите ее. И тогда сказала Дзерасса: – Не подобает мне сейчас быть там. Скоро придет время, когда я покажу вам новый отпрыск вашего рода. А пока мне спокойнее будет не на высокой башне, а в темном хлеву. Отвели ее женщины в хлев, и там родила Дзерасса двух сыновей- близнецов. Урызмаг и Хамыц – так назвали мальчиков.
 
 
 
 
19.06.2020. Цагараева Джина Рудольфовна. Все года обучения.
 
 
CМЕРТЬ АХСАРА И АХСАРТАГА
Вернулся Ахсар к своему шатру, открыл дверь и увидел Дзерассу. «О Бог богов! – сказал он сам себе. – Не отнимай у нас счастья нашего ни в пути, ни дома. Мог ли я думать, что Ахсартаг не только вернется живой, но и приведет в мой шатер свою невесту?» Взглянула Дзерасса на Ахсара и приняла его за своего мужа. Белокурые, высокие, искроглазые и широкоплечие братья были так похожи друг на друга, что только мать-земля да небожители могли различать их. – Отчего ты так долго не возвращался? –спросила Дзерасса. Ахсар ничего не ответил. – Что с тобой? Или ты не узнаешь меня? Ведь целый год прожили мы вместе под водой, в стране Донбеттыра! И убедился Ахсар, что перед ним жена его брата Ахсартага. Долго ходил Ахсартаг, но ни Ахсара не нашел, ни зверя не встретил. А тем временем настала ночь, и он остался в лесу, так как не хотел возвращаться без добычи. Дзерасса, принимая Ахсара за мужа, стала льнуть к нему, но видит, что тот отворачивается от нее. Пришло время ложиться спать. Молча постелил Ахсар свою бурку, легли они на нее и накрылись буркой Ахсартага. Но чтобы не было у него близости с женой брата, вытащил Ахсар свой меч и положил его между собой и Дзерассой. Это так рассердило Дзерассу, что, обиженная, она встала с постели и грустная села поодадь. Дверь шатра открылась, вошел Ахсартаг. Он принес тушу убитого оленя и целое дерево с корнями и ветвями, чтобы разжечь костер. Увидел он обиженную и печальную Дзерассу и спящего брата, и закралась ревность в его душу: что, если Ахсар совершил насилие над Дзерассой? И когда Ахсар проснулся, Ахсартаг разговаривал с братом нехотя и сердито. Ахсар понял, в чем заподозрил его брат. Как ему было тут не обидеться? Выхватил он стрелу, пустил ее вверх и взмолился: – Боже, пусть стрела моя взовьется двумя и вернется одной и вонзится в то место, которым я коснулся невестки своей, и пусть я умру от этого! Взвилась стрела, вернулась и попала в мизинец Ахсара. И он тут же умер. Тогда Дзерасса рассказала Ахсартагу все, как было. Отчаяние охватило Ахсартага: из-за него без вины погиб его брат! Выхватил он меч и, поставив его так, чтобы рукоятка упиралась в грудь Ахсара, а острие – в собственное сердце, всей тяжестью опустился на него. Меч вонзился в его сердце, и умер Ахсартаг. Рвет на себе волосы Дзерасса, царапает свои щеки, бьет себя по голове и по коленям: – О горе, что за черное горе постигло меня! Из-за меня погибли оба брата! В голос плачет-рыдает Дзерасса, эхом разносятся по горам ее причитания, и даже звери лесные затихли в глубокой печали, слушая, как она рыдает. Льет Дзерасса горючие слезы. Горе ее черной тучей низко нависло над телами братьев, подобно теплому дождю льются слезы Дзерассы на тела двух братьев. Села она между ними и до полуночи проплакала над телом Ахсара и от полуночи до утра– над телом Ахсартага. – Что мне теперь делать с ними? Разве могу я оставить их тут, чтобы вороны выклевали их огненные очи, чтобы лисицы обглодали их стройные колена и румяные щеки? Похоронила бы я их, но как самой мне это сделать? В это время Уастырджи – могучий дух на трехногом коне – с борзой собакой своей опустился с небес на землю. Услышал он голос Дзерассы, узнал из ее причитаний, что случилось. Предстал он пред Дзерассой и сказал ей: – О солнце солнц, украшение вселенной, о мой светлый мир и краса земли! Давно хожу я по твоим следам и вот застаю тебя в горе. Скажи, о чем льешь ты слезы? Что случилось с тобой? – Как же не горевать мне! – ответила Дзерасса. – Вот два брата, из-за меня они погибли, и я не знаю, как мне их похоронить. – О женщина!–ответил Уастырджи.– Я, конечно, похоронил бы их, но ты должна стать моей женой. И Дзерасса ответила ему: – Почему бы мне не пойти за тебя замуж, после того как мы похороним мертвых? Тогда Уастырджи слегка ударил по земле рукоятью плети своей, и тела обоих братьев опустились под землю. Высокое надгробье, из камней сложенное, известью скрепленное, поднялось над их могилой. Обняла тут Дзерасса последний раз их надгробье. И над ним поднялся красивый дворец. Потом подошел Уастырджи к Дзерассе: – Ну, теперь поедем. Садись на коня позади седла. И Дзерасса сказала тогда Уастырджи: – Посиди-ка ты здесь, а я пойду умоюсь вон там, на берегу моря. А то как пойду я с тобой? Ведь кровь запеклась у меня на щеках. Уастырджи поверил Дзерассе, и она, достигнув берега моря, кинулась в волны и ушла вниз, в отцовский край, в страну Донбеттыра. Ждет Уастырджи, и какие только мечты и желания не бродят в его голове! Но где же та женщина? Нет красавицы Дзерассы! Обманула она Уастырджи, и он запомнил этот обман. – Подожди же, беда твоему очагу! – сказал Уастырджи.– В этом мире мне тебя не поймать, но куда ты денешься от меня в Стране мертвых? Разозлился Уастырджи, вскочил на своего трехногого коня и с борзой собакой своей поскакал по берегу моря. Стал он охотиться и разогнал свою досаду.
 
 
 
 
 
 
 
 
17.06.2020. Цагараева Джина Рудольфовна. Все года обучения.
 
 

КРАСАВИЦА ДЗЕРАССА

   Вот достиг Ахсартаг дома владетелей вод Донбеттыров. Стены дома — из перламутра, полы — из голубого хрусталя, и утренняя звезда светит с потолка.
Переступил Ахсартаг порог дома и увидел: сидят там семеро братьев и с ними две сестры, одна красивее другой, словно золото, переливаются волосы девушек.

  1. Доброе утро, и да будет счастье в вашем доме! — сказал Ахсартаг.

  2. Пусть лучшее будет долей твоей, — ответили семеро братьев и две их сестры.

Усадили они Ахсартага. Трое, что постарше его, сели по одну сторону, четверо, что моложе его, сели по другую. Посмотрели братья на Ахсартага и сказали ему:
—      Подобного тебе гостя не было в нашем доме и никогда не будет. И надо бы нам порадоваться твоему приходу и с честью встретить тебя, но не можем мы этого сделать, потому что горе пришло в наш дом.
—      Пусть бог вас избавит от горя. Что за горе у вас?
И ответили ему братья:
—      Три наши сестры повадились, на беду свою, в сад нартов. Там зреет на дереве золотое яблоко. За день оно созревало, а ночью его похищала сестра наша — Дзерасса. Не раз говорили мы сестрам: «Отважны юноши нартов, даже птицы боятся пролетать над ними. Не летайте за яблоками». Но они не послушали нас. И пусть мечами друг друга зарубят нарты Ахсар и Ахсартаг! В эту ночь они охраняли яблоню и ранили нашу Дзерассу.
И только произнесли они имя сестры, как из соседней комнаты послышался стон.

  1. Кто это стонет? — спросил Ахсартаг.

  2. Наша Дзерасса, о которой мы рассказали тебе.

  3. Есть ли средство ее исцелить? — спросил Ахсартаг.

  4. Есть такое средство, — ответили братья. — Если собрать все капли крови, что она потеряла, и наложить их на рану ее, она будет спасена. Иначе она погибнет.

  5. Как наградите вы того, кто спасет сестру вашу? - спросил Ахсартаг.

  6. Замуж за того, кто спасет ее, выдадим мы любимую сестру нашу Дзерассу, самим богом суждена она только ему.

И вот что ответил тогда Ахсартаг братьям:
—      Я сын нарта Уархага. Ахсартаг - имя мое. Я собрал капли крови сестры вашей Дзерассы. Ранена она моею стрелою, я и вылечу ее. Приведите ее сюда.
Радостью осветились лица братьев, и ответили они Ахсартагу:
—      Тяжело больна сестра наша Дзерасса, не сможет она выйти к тебе. Ты сам переступи порог ее комнаты.
И юноша переступил порог комнаты, где лежала девушка.
И вот что увидел он: лежит в постели девушка, волнами спадают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди. Повернулась она к Ахсартагу, и от счастья не сдержал он улыбки. Вынул он из-за ноговицы шелковый платок, развернул его и наложил на рану Дзерассы запекшиеся капли ее крови.
Встала с постели красавица Дзерасса. И увидели братья, что в семь раз краше прежнего стала она.
Девять дней и девять ночей пировали на свадьбе Ахсартага и дочери Донбеттыра. Подобно солнцу и луне на небе сияли на свадебном пиру Ахсартаг и Дзерасса.
Шли дни. Ахсартаг и Дзерасса жили в подводной стране Донбеттыра. И вот наступил день, и вспомнил нарт Ахсартаг о брате своем Ахсаре и загрустил. И сказал он Дзерассе:
—      Не подобает мне больше жить здесь, должен я найти брата своего и вернуться домой.
И, услышав такие слова, обрадовалась Дзерасса.
—      Если у тебя есть свой дом, то нам надо спешить туда. Не подобает мне дольше здесь оставаться. (Ребенка ждала тогда Дзерасса и хотела она, чтобы родился он в доме мужа.)
И в заветный час выдернула Дзерасса из косы своей золотой волос, обвила им себя и Ахсартага, и превратились они в рыб, перламутровой чешуей сияющих, и выплыли на поверхность моря.

* * *
В дремучем лесу, на берегу моря, построил себе Ахсар шатер из звериных шкур и ждал вестей о брате. Однажды увидел он: вынесли волны белую пену. И обрадовался Ахсар: «Живым и веселым возвращается брат мой! Побегу я в лес на охоту, может, удастся мне зверя убить. Угощу тогда брата, и отпразднуем его возвращение». И отправился Ахсар на охоту.

* * *
«Где же мои сыновья? Неужели я их никогда не увижу?» — так говорил старый Уархаг, и горе сгибало его, и могучая сила его надломилась. Но радовались нартские юноши тому, что не возвращаются Ахсар и Ахсартаг, везде и во всем превосходившие их. Стали они насмехаться над сединами Уархага и назло приставили его бессменно пасти скот. Рассердился Уархаг. В отместку не раз угонял нартские стада и топил их в море или бросал с вершины крутой скалы. И с тех пор не показывался Уархаг в селении нартов: так горевал он по своим сыновьям, что его не тянуло туда.

* * *

Вышли со дна морского Ахсартаг и Дзерасса, и увидели они на берегу шатер из звериных шкур. Заглянула Дзерасса в шатер — и все в шатре осветилось сиянием, исходившим от ее лица. И таким прекрасным показался Дзерассе этот шатер, что она сказала Ахсартагу:

  1. Пока не посижу вдоволь в этом шатре, до тех пор не уйду отсюда.

  2. Хорошо, — ответил Ахсартаг. — Ты посиди здесь, а я пойду поищу брата.

И пошел Ахсартаг искать брата. А тем временем Ахсар возвращался уже к своему шатру.
Разошлись братья.

 
 
 
15.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна. Все годы обучения.
Завершился литературно-творческий конкурс миниатюр  среди обучающихся объединения . Подведены итоги, вручены грамоты. Хотелось бы представить лучшие работы.
 
 
 
Асаева Лилия: https://youtu.be/-rSJNkJ8Hhs
 
 
Биченова Сабина:
 
 
Боциева Дана:
Гадзацев Азамат:
 
Галазова Руслана:
 
 
 
 
 
10.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна. Все годы обучения.

Здравствуйте. дорогие ребята и уважаемые взрослые, мы продолжаем серию сказаний из Нартского эпоса.  Сегодня будем слушать "Яблоко нартов", наиболее широко распространенное и поэтичное из сказаний, послужившее основой для создания спектакля театра"Арвайдан" "Золото нартов" и хореографической постановки "Яблоко нартов", широко известного не только в России, но и за рубежом, театра танца "Гжель".

https://youtu.be/fr4PupgbChs

Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли  цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало. Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но каждую ночь кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них ни разу не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало.
Пришел черед сторожить сад Уархаг. Призвал он своих сыновей Ахсара и Ахсартага и сказал им:
— Идите, солнышки мои, постерегите золотое яблоко. Вся надежда моя на вас. Если не устережете, то знайте — все три нартских рода соберутся сюда. По одному человеку от каждого дома пришлют они и одному из вас отрубят голову, другому отсекут руку и, на позор мне, наденут их на колья. Один останусь я на старости лет, без защитников и кормильцев.

Не бойся, отец наш. Уж мы-то устережем это яблоко, и вор не уйдет от нас, — ответили ему сыновья.
- Знаю я, что вы ничего не страшитесь, но сам я страшусь за вас, — сказал отец.

Оградой из оленьих рогов огорожен был сад нартов, и так высока была эта ограда, что даже птица не могла перелететь через нее. Сели братья под чудесной яблоней, поужинали, и младший, Ахсартаг, сказал старшему, Ахсару:
—      Будем стеречь по очереди. Ты ложись сейчас и спи до полуночи. А с полуночи до утра будет твой черед.
Согласился Ахсар, лег и заснул. Проснулся он в полночь и говорит брату:

- Пусть бог простит меня, Ахсартаг, я, кажется, проспал.

- Пока нет полуночи, поспи еще, — ответил ему Ахсартаг.

Ахсар со сна не разобрал времени, лег и снова уснул.
Не спит Ахсартаг, сидит он под яблоней, держит наготове лук и стрелу. И в час, когда ночь сменяется днем, три голубки перелетели через ограду. Внезапно осветилась яблоня, и видит Ахсартаг: возле чудесного яблока опустились голубки. Но ни одна из них не успела клюнуть яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг. Голубки улетели. Но одна летела низко и роняла на землю алые капельки крови.
Тогда Ахсартаг разбудил Ахсара.
—      Видишь капли крови, - сказал он брату. - Это я на яблоне нашей ранил голубку, но она улетела. Низко, над самой землей, летела она, оставляя кровавый след. Я должен пойти по этому следу — или поймаю ее, или погибну, — не могу поступить я иначе.
Бережно собрал он капли запекшейся крови, завернул их в шелковый платок, спрятал платок за ноговицу и, когда совсем рассвело, сказал Ахсару:
—      Я ухожу на поиски этих неведомых птиц. Что ты мне скажешь?
—      Я тоже пойду с тобой, — ответил Ахсар.
Пошли братья по кровавому следу, привел он их к берегу моря и ушел на морское дно. Ахсартаг сказал Ахсару:
—      Я иду на дно морское. Жди меня здесь. Если волны вынесут на берег кровавую пену, значит, нет меня больше в живых, и ты возвращайся домой. Если вынесут волны на берег белую пену, то жди меня здесь ровно год.
—      Хорошо, — ответил Ахсар и остался на берегу.
Запахнул тут одежду Ахсартаг, туго подтянул ее, пошел по дну и скрылся под водой.

 
 
 
 
 
08.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна. Все годы обучения.
 
Здравствуйте, дорогие ребята. На дворе лето, наконец-то наступили теплые деньки, а с ними и пора увлекательных летних приключений. У меня для вас сюрприз: мы возвращаемся к нашей старой доброй традиции-знакомство со сказаниями о нартах. Напомню, нартовский эпос -это бытующие у народов Северного Кавказа сказания о приключениях героев-богатырей. Он существовал у абхазов, адыгов, балкарцев и карачаевцев.
Сегодня мы прослушаем "Рождение Ахсара и Ахсартага" на осетинском языке. Для не владеющих осетинским  предлагаю перевод.
 
 
 
 
 
 
 
 
05.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна. Все годы обучения.
Тема: Мастера мировой сцены: Государственный академический хореографический ансамбль "Березка" им. Н. С. Надеждиной.
Здравствуйте, дорогие ребята,  мы прод
олжаем серию занятий, знакомящих с мастерами сцены,- культовыми ансамблями. И сегодня хочу познакомить вас с  Государственным академическим хореографическим ансамблем "Березка" им. Н. С. Надеждиной. Этот всемирно известный ансамбль был образован выдающимся хореографом 20 века Надеждой Надеждиной. Сочиненный ею девичий хоровод "Во поле березонька стояла" уже почти 70 лет завораживает зрителей своим диковинным. "плывущим" шагом. После Н. Надеждиной с 1979 г. ансамблем руководит и по сей день ее ученица и Мира Кольцова.
Творчество ансамбля тонко передает  быт и натуру русского человека, неувядаемую красоту русской природы.
Сегодня "Березка" единственный в своем роде танцевальный коллектив - символ России, известный во всем мире.
Давайте вместе посмотрим концерт этот легендарного коллектива.
 
 
 
 
 
 
04.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна.
 
2,3 г. об, тема:"Шалахо", исполнение в более быстром темпе.
 
 
 
 
 
 
 
01.06.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна.
Видеопоздравление обучающихся ТО "Фарзой " с Днём  защиты детей .
 
 
 
 
 
 
28.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна.
 
2,3 г. об.,тема: "Шалахо" изучение на продвинутом этапе.
 
 
 
 
 
 
26.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна.
 
2,3 г.об., тема: "Шалахо", пошаговое изучение:
 
 
 
1 г. об., тема: "Ковырялочки" по видам, техника исполнения:
 
 
 
 
 
22.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна.
 
2,3 г.об., тема: "Шалахо", происхождение и манера исполнения. За основу возьмем испонение Государственного академический ансамбля танца Азербайджана.
 
 
 
1 год обучения, тема: Поклон. Основное положение рук в осетинском танце.
 
 
 
 
 
 
22.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна, 2, 3 г.об., тема: Ерыш кафт. Техника исполнения.
 
Здравствуйте, мы продолжаем работать над "Ерыш кафтом". Сегодня нашей задачей будет отработать все движения , которые в танце исполняются на месте,т.е. без продвижения.
Как обычно, сначала разогрев:  предложу танец-разминку,- он поможет и разогреться, и поднимет настроение. Внимательно слушайте мои комментарии и добросовестно выполняйте.
После разминки  смело можем приступить к выполнению поставленной задачи. Кусочек, над которым нужно поработать, на видео, но там он только на стадии разучивания, а наша задача довести его до ума. т.е. до четкого, резкого и акцентирования. Ногу поднимать до колена, полупальцы высокие.
 
 
 
 
 
 
18.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна, 2, 3 г.об., темы: Ерыш кафт.
 
Добрый день, дорогие ребята. На сегодняшнем занятии мы вспомним порядок "Ерыш кафта", детки второго года обучения посмотрят и все вместе будем работать только над выходом. т.е. самым первым ходом. Предварительно обязательно разогреться, приготовить тело к работе.( плие с силой нажима, баттамн тандю, "ковырялочки по видам). Без разминки мы никогда ничего не начинаем. Можно начать с "чистых" поворотов головы, разминаем плечи, руки так как делали на занятиях. закончить разминку маленькими прыжочками на месте(прыгать примерно минуту).
Итак, ход: напоминаю, нога по VI позиции захлестывается назад и затем акцентировано выносится вперед, полупальцы на всем протяжении хода сохраняются высокие. Лопатки сведены, голова высоко посажена, руки на поясе на кулаках, локти непременно в сторону. Ход можно выполнять на месте по 32 повторения с каждой ноги. Таким образом, мы отработаем четкость исполнения и хорошо укрепим голеностоп, икроножную мышцу. Коленом не встряхиваем, а приводим на мышцах каждый раз. Сделав по 32 с каждой ноги, -перерыв минуту и все повторяем сначала. Таких три подхода с минутным перерывом.
 
Ребята первого года обучения, тема: Партерная гимнастика. Ход "Симда" на месте.
Очень внимательно работаем  на полу, прорабатывая каждую мышцу. Родители должны нам помочь и проконтролировать работу. Ход "Симда" учим без тряски , на месте.Ногой не футболить и высоко не поднимать.
 
 
 
 
 
 
 
 
18.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна, 3 г. об., тема: "Монгольские статуэтки". Позиции рук, музыкальность исполнения.
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы с вами вспомнили танец "Монгольские статуэтки", у вас было задание поработать перед зеркалом. Просмотрев ваши видеоотчеты, я пришла к выводу, что нужно снова обратиться к первоисточнику - исполнению солистки анс. И.Моисеева. Сегодня мы внимательно еще раз все просматриваем, делая акцент на руки. У вас немного ушли с позиций руки, потерялись акценты. Актерская игра и создание образа тоже не  должно выпадать из внимания.  Еще один момент: кое-где (в особенности в переходе на медленную часть) вы не музыкально работали руками. Обратите внимание на это, иначе нам трудно будет отработать синхронное исполнение. Не теряем манеру исполнения.
 
1, 2 год обучения, тема: Базовые элементы классического и народного осетинского танца. Работа над ошибками."
Попрошу вернуться к прошлому занятию. Просмотрела ваши видеоотчеты: опять позиции рук -не доводятся до второй и третьей, у мальчиков кулак вниз, "ковырялочки" более четкие и резкие должны быть. Поперек музыки работать нельзя( помним о сильной доле). Во время исполнения плие колени обязательно на большие пальцы, в баттман тандю ногу натянуть сильно от большого пальца. Внимательнее, пожалуйста. Помним все, о чем мы говорили на занятиях.
 
 
 
 
 
 
15.05.2020 "Фарзой", Цагараева Джина Рудольфовна, 2 и 3 г. об.
Тема: " Базовые элементы классического и народного осетинского танца".
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, сегодня я хочу предложить вам вспомнить наше занятие, а именно его основной части, построенной на элементах  классического, народного и свободной пластики.
На предыдущих занятиях мы подробно  останавливались на технике и правилах исполнения каждого из  них, поэтому, сегодня вам нужно исполнить все в заданной последовательности подряд. Надеюсь, партерную гимнастику вы не забываете делать( к ней мы еще отдельно вернемся).
 
3 г. об.,тема: "Монгольские статуэтки" - работа над чистотой исполнения."
Во-первых, вспомним сам танец. Обратите внимание на позиции рук, четкость и дробность (стаккатированность в работе в рук). Далее, сядьте перед зеркалом и отработайте, пожалуйста, все движения.
 
 
"Фарзой", 1,2,3 г. об.
День Победы - это праздник, объединяющий поколения. За Победу была заплачена самая высокая цена - цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали свой подвиг. Они шли на смерть в бою, рыли окопы, организовывали госпитали, становились партизанами, уходя в леса, растили хлеб для победы. Для каждого было свое дело, которое приближало победу. Так и артисты помогали ковать победу. Они организовывали концертные бригады и выступали перед бойцами и в госпиталях, и на передовой. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что ее убить невозможно, тем самым поднимая боевой дух среди бойцов.
Так и сегодня .прославленный коллектив ГААНТ им. Игоря Моисеева не остался в стороне: 9 мая прошел онлайн-концерт "75-летию великой Победы посвящается". Ведь с началом войны коллектив, образованный за 4 года до ее начала, гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. На собранные от концертов 1.5 миллиона рублей был сделан танк ГАНТ СССР (Государственный ансамбль народного танца СССР). И такие случаи среди деятелей искусства в годы войны не единичны.  
Предлагаю  вам присоединиться к акции и  посмотреть концерт:
 
 
 
 
 
 
 
"Фарзой", Цагараева Д.Р., 3 г. об.; тема: Раздел "Мастера осетинской хореографии".
"Хонга кафт" в исп. А. Баевой и солисты анс. "Алан",- сохраняем и приумножаем традиции. "Танец приглашения.", исп А,Баева и А. Хасиев.
1, 2 г. об. , тема: Тренаж на базе основных элементов осетинской хореографии.
Имя Альбины Владимировны Баевой стоит  ряду самых выдающихся мастеров национальной культуры. Она являлась солисткой анс."Алан", затем его художественным руководителем и позже руководителем "Арта". Не произнося ни слова на сцене, она всему миру смогла рассказать своим вдохновенным танцем , какая удивительная земля -  Осетия.
Всмотритесь в лица исполнителей и вы многое сможете прочитать.
 
 
 
 
Цагараева Д.Р.; тема: Плие, баттман тандю. 
3 г. об. тема: Вращение.
Предлагаю выучить новый вид вращения. Если вы внимательно работали над базой вращения на прошлой неделе. то сегодняшнее задание не должно вызвать особых трудностей. Для начала повторите все предыдущие занятия по вращению.  
 
 
Вращение: https://youtu.be/uf5on9J8yjs
 
 
 
 
 
Педагог Цагараева Д.Р. 1,2,3 г. обучения. Тема: "Точка" и ось во вращении.
Закрепляем основу вращения - "точку" , ось , баланс.
 
 
 
 
Педагог Цагараева Д.Р.; все года обучения.
Добрый день, дорогие ребята. На этой неделе продолжаем работу над вращением, но предварительно нужно вспомнить наш танец-разминку. После того как вы размялись переходим к вращению. Помним о постановке корпуса, точке -нет точки, нет вращения, постановке головы с "чистым" поворотом. Ссылки на занятия вы найдете в предыдущих заданиях.
 
 
Педагог Цагараева Д.Р.; все года обучения; тема: Техника вращения в народном танце.
 
 
Здравствуйте, дорогие ребята. Обратите внимание на то,что вращение надо начинать с освоения правильного поворота головы - "чистого" поворота,- мы об этом говорили на занятиях. Прежде чем вы приступите к просмотру видеоматериала, нужно встать перед зеркалом и отработать "чистый" поворот головы без всяких наклонов. точно в сторону.  
 
 
 
Педагог Цагараева Д.Р. ; 2 и 3 годы обучения. Тема: Празднование Пасхи у осетин. Танцы, исполняемые на празднике.
Здравствуйте, дорогие ребята. Мы находимся в преддверии главного праздника всех христиан - Пасха, и мне хотелось бы с вами поговорить и праздновании Пасхи у осетин. Начнем с названия праздника.

Куадзан - означает" конец поста" или "разговление". К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо,пекут пироги. Особое место на столе занимают крашенные яйца. Соседи и родственники одаривают ими друг друга. Съесть яйцо на Пасху означает конец поста. У осетин на Пасху принято было идти в первую очередь в те семьи, в которых в течении года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать и обнадежить их.

Когда семья собиралась за столом, глава семьи возносил молитву Иисусу Христу с просьбой благодетельствовать семье и в дальнейшем всем членам семьи и потомству обеспечить место в Раю милостью Своей. Глава семьи вспоминал и Барастыра - властелина страны мертвых."Да пойдет ему впрок приготовленный для него нывонд (жертвенное животное) и да попросит он Иисуса Христа приготовить место в Раю всем усопшим."

На Пасху устраивали общесельский кувд (пиршество), где люди веселились и устраивали танцы. Одними из наиболее древних принято считать Симд и Чепена, - они массовые и смешанные по составу. Симд в героическом эпосе упоминается как любимый среди богатырей-нартов. Также исполнялись Зилга-кафт, Хъазты-кафт. Чепена - это танец сплошного смеха и веселья, сопровождавшийся песней " Ой,ой, Чепена!" Зилга -кафт - это народный парный танец, исполняемый по кругу в быстром темпе. Исторически в танце девушка-голубка с помощью грациозных и ловких движений пытается уклониться от ястреба, а мужчина-ястреб резкими и четкими движениями преграждает ей путь. 

"https://youtu.be/b6i57n_tcC8  Предлагаю посмотреть отрывок Зилга-кафта, приближенного к народному исполнению.

 Вам задание:прочитать о смысле и истории Пасхи в христианстве. 

 
 
 
Педагог Цагараева Д.Р. ; 3 год обучения; тема: Танец-разминка.
 
 
Здравствуйте. дорогие ребята, сегодня хочу предложить вам разучить танец-разминку в стиле современных танцев под саунд-трек Элис Мертон "No Roots". Ваша задача мягко и бережно разогреть мышцы, получить удовольствие от свободной пластики, несколько непривычной для вас, и разучить элементарные движения данного танцевального направления. Очень полезно работать в разных танцевальных направлениях,-это дарит хореографическую свободу и движения, и мышления, позволяя быстро осваивать раличные стили танца.
 
1 и 2 г. обучения:
 
 
Вашему вниманию нартский эпос.Думаю, это полезно посмотреть ребятам вместе с родителями. Но только после занятия партерной гимнастикой.
 
 
 
Педагог Цагараева Д.Р. ; 3 год обучения;
тема: Правила и техника исполнения плие и баттман тандю.
Мы с вами посмотрели класс-концерт ГААТ им. Моисеева, теперь рассмотрим исполнение плие , баттман тандю и баттман тандю жете в первоисточнике . т.е. в базовом классическом исполнении учащихся балетного училища им. А. Я. Вагановой(Санкт-Петербург), что является основой для любого танцевального направления. Напомню, терминология французская и признана во всем мире. По правилам классической графики заканчивать нужно в том же положении, что и начали. Спина держится прямо, колени и стопы максимально натянуты,- это поможет выработать правильную танцевальную осанку и силу ног. Внимательно слушайте мои комментарии и добросовестно выполняйте.  Делать это нужно через день обязательно.
 
Педагог Цагараева Д.Р., 1 и 2 г. обучения;
тема: Урок партерной гимнастики.
Партерная гимнастика - это упражнения на полу. Мы занимаемся этим практически на каждом занятии, и дома делать ее очень удобно, а главное - полезно. Комплекс выполняется в комфортном положении, в результате чего минимизируются нагрузки на суставы и позвоночник, а система упражнений укрепляет мышцы. растягивает связки и улучшает здоровье суставов. Подрбные тренировки оказывают общее благоприятное воздействие на детский организм, заставляя слажено работать органы и системы, а главное учит слушать и работать правильно под музыку, т.е. идет работа над развитием музыкального слуха. Если дети будут выполнять эти упражнения хотя бы через день, это принесет им несоизмеримо большую пользу, нежели игры в телефоне, например.
 
Предлагаю вашему вниманию ролик, как занимаются дома воспитанники объединения.

 

 

Педагог Цагараева Джина Рудольфовна. 2 и 3 годы обучения:  https://youtu.be/5nc0YEQDKpo

Мы с вами прошли "Симд" , напомню, -это народный осетинский массовый хороводный танец. Сегодня мы посмотрим как это должно быть правильно исполнено. Вы познакомитесь с нашим государственным  академическим ансамблем танца "Алан". Обратите внимание на манеру исполнения: на то как общаются в танце друг с другом партнер и партнерша, их отношение друг к другу, на постановку головы и корпуса. Жду ваших впечатлений и обратной связи.

 

Педагог Цагараева Джина Рудольфовна. 3 год обучения: https://youtu.be/frQDGRl31Rw.

Сегодня мы посмотрим класс-концерт ансамбля им. И. Моисеева - образца и эталона хореографического искусства. Класс - это комплекс упражнений у опоры и на середине зала, где оттачивается мастерство, это будни любого танцовщика. Театр начинается с вешалки, а хореография со станка. Хореографический класс дает координацию движений, растяжку, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров.

 

 

Видеоуроки 15, 16. Педагог Цагараева Джина Рудольфовна:

 

Тренаж - для 2 и 3 года обучения

тренаж на базе элементов осетинской хореографии.mp4 (40809710)

 

Базовые позы осетинского танца - 1 и 2 год

базовые позы осетинского танца.mp4 (322418578)

 

 

Видеоуроки 12, 13, 14. Педагог Цагараева Джина Рудольфовна:

Симд, 3 год.mp4 (439978492)
движения ног в т. Симд, мальчики, 2 год.mp4 (433816493)
движения рук и ног в Симде, 1 год.mp4 (422329386)

 

Видеоурок 11. 1-й год обучения. Тема: Положение рук в осетинском танце:

Фарзой 1 год.mp4 (52583167)

 

Видеоурок 10. Педагог Цагараева Джина Рудольфовна. 2-й год обучения. Тема: "Ковырялочка" по видам:

 

Видеоурок 9. Педагог Цагараева Джина Рудольфовна. 3-й год обучения. Тема: Значение батман тандю в хореографии:

Фарзой, 3год.mp4 (29078640)

 

Видеоурок 8. 3-й год обучения. Тема: Класс-концерт ГААНТ им. Моисеева:

класс-концерт.mp4 (2024317615)

 

Видеоуроки 6 и 7. Педагог Цагараева Джина Рудольфовна,"Фарзой". 2-й год обучения, тема: Партерная разминка. 1-й год обучения,тема: Деми плие, позиции ног.

20200325_122246.mp4 (622086078)


20200325_133456.mp4 (390636519)

 

 

Видеоурок 5. 3-й год обучения. Тема: Значение и происхождение танцев "Хонга кафт и Зилга":

https://youtu.be/CQhsco_0xEk

 

Видеоурок 4. 3-й год обучения:

20200324_195013.mp4 (2024317615)

 

Видеоурок 1. По танцу "Хонга кафт":

https://youtu.be/mKBWUyqKv6A

 

Видеоурок 2. 1-й год обучения:

https://youtu.be/WNar-_HK2Lc

 

Видеоурок 3. 2-й год обучения:

https://youtu.be/mXPLzwpaStI